Гидаят Оруджев

Гидаят Оруджев

Автор публикации: Мария Асан
Фотограф: Журсунбек Болотов
Стереотип личности / 17 декабря 2021
 58

В СОВРЕМЕННОМ СЛОЖНОМ МИРЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ЛЮДЯМ ОЧЕНЬ ЛЕГКО БЫТЬ ДЕЗОРИЕНТИРОВАННЫМИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛЕГКОДОСТУПНОГО НЕГАТИВНОГО КОНТЕНТА. ДАВАЙТЕ СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ О ТОМ, КАК НЕ СБИТЬСЯ С ПУТИ, КАК ВОСПРИНИМАТЬ И ПОЗНАВАТЬ МИР, ЧТОБЫ ИДТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ ЛЮДЕЙ И РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. 

– Действительно, современная реальность такова, что информация стала более доступной благодаря многочисленным информационным агентствам, работающим оперативно. Однако любой уважающий себя ресурс всегда должен помнить и не забывать о достоверности, ответственности за неправдивые публикации, вводящие в заблуждение. К сожалению, такие факты есть. Поэтому каждый человек, прежде чем сделать вывод, должен разобраться окончательно в теме. Меня сильно удивляет тот факт, что борьба с пандемией сильно затянулась. Я бы назвал это парадоксом. Ведь современное человечество уже изобрело столько разного сверхмощного оружия, ракет, чуть ли не делит космос, но победить эту болезнь наука, увы, пока не в силах. Мы оказались беспомощными перед ней. 

Я читал, что в последний раз подобная угроза возникала в 1961 году. Тогда с ней справились быстро. Считаю, что весь мир должен объединиться вокруг этой проблемы, чтобы жизнь людей как можно скорее вернулась в прежнее русло. Ну а если говорить о политических конфликтах, агрессии, то наша страна, к великому сожалению, переживала это страшное событие целых 30 лет. Как дипломат и гражданин своей республики, просто не могу не сказать про недавнее военное столкновение с Арменией, оккупировавшей 20% территории Азербайджана. 

Долгое время наша сторона пыталась решить вопрос мирным путем. Так, в 1993 году Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции о полном и безоговорочном выводе армянских войск с оккупированных азербайджанских земель. Документы с таким же содержанием приняты и другими крупными международными организациями – ОБСЕ, Советом Европы, Исламской организацией, Движением неприсоединения и т. д. Но несмотря на это, Армения решения столь авторитетных организаций выполнять не собиралась. В итоге летом прошлого года конфликт снова обострился из-за провокаций армянской стороны, наносящей удары по территории Азербайджана и невинным гражданам. Вскоре после этого противник получил достойный ответ и отпор. Надо сказать, что, в отличие от него, азербайджанская сторона не трогала мирных жителей, а уничтожала лишь военные объекты. За 44 дня отечественной войны Азербайджан освободил оккупированные территории и выполнил то, что почти за 30 лет не могли осуществить ни Минская группа ОБСЕ, ни резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ни заявления и решения других крупных международных организаций. Вернувшись на родные земли, мы увидели настоящее варварство. Разрушены национальные исторические и архитектурные древние религиозные памятники. Мечети использовались как сарай для скота. В них содержались свиньи. Такая бесчеловечность, безусловно, не может не оскорбить религиозные чувства всех мусульман. 

Армянская армия и армянское население, незаконно переселившееся на оккупированные территории Азербайджана, устроили настоящий экологический террор. Они хладнокровно вырубали деревья, поджигали дома, школы. Зачастую огонь перекидывался на близлежащие леса, вызывая серьезные пожары. Также Кафанский и Каджаранский медно-молибденовые комбинаты сбрасывают в реку Охчучай неочищенные ядовитые стоки, отравляющие не только основную водную артерию Зангиланского района, но и большую часть воды Джебраильского и Физулинского районов, реки Араз, Кура и Каспийское море. 

Наш президент Ильхам Алиев справедливо назвал последствия агрессии фашизмом. Хотя если сделать сравнительный анализ, то подобных примеров национализма и фашизма не было в истории, и даже во время Второй мировой войны. Дай бог, чтобы подобные действия не повторялись ни в одной стране. Для этого все мировое сообщество должно категорично осудить жестокое преступление агрессоров. Оно не должно остаться безнаказанным. Самое главное сегодня - стремиться к объединению в мире, к диалогу, к толерантности. Ведь мир и стабильность – основа развития. 

КАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗМОЖНО ДОНЕСТИ ЭТИ ИДЕИ ДО ЛЮДЕЙ, ДО ПОЛИТИКОВ, У КОТОРЫХ СВОИ ИНТЕРЕСЫ? 

– Вы знаете, не зря говорят, что воспитание начинается с семьи. Нравственные ценности, понятия "хорошо" и "плохо" закладываются взрослыми. Моя мудрая мама пела мне колыбельные военных лет. Я родился в 1944 году, в период Второй мировой войны. В это время мой старший брат Гудрат воевал на фронте. Именно он дал мне имя в письме, которое написал родителям, сидя в окопах города Витебска (Беларусь). Поэтому тема войны была нам, как и всем жителям большого Советского Союза, очень близка. Рассказы о ней, которые я слышал уже в более осознанном возрасте, сильно повлияли на мое восприятие мира. Очень хотелось, чтобы больше не звучал ужасающий шум пулеметов и мин, не погибали люди. 

Думаю, таким образом еще в детстве мне привили гуманность, неравнодушие к истории страны. Я это говорю к тому, что родители должны правильно формировать характер ребенка, развивать в нем такие светлые чувства, как любовь, в том числе к родине и окружающим, патриотизм, справедливость, умение дружить. В детском саду, школе такое воспитание тоже должно продолжаться, чтобы вырастало новое разумное, неконфликтное и дружелюбное поколение. 

За свою жизнь я убедился, что когда ты искренне делаешь добро, не ожидая ничего взамен, то оно обязательно вернется

ХОТЕЛОСЬ БЫ ГЛУБЖЕ ПОНЯТЬ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДВУХ НАШИХ КУЛЬТУР. РАССКАЖИТЕ О ГЛАВНЫХ ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ФАКТОРАХ? КАКИЕ ОБЩЕТЮРКСКИЕ ТРАДИЦИИ ОБЪЕДИНЯЮТ НАШИ СТРАНЫ? 

– Азербайджанский и кыргызский народы имеют один корень, общую историю, схожие менталитет, традиции и обычаи, языки. Немного отличаются разве что только национальные костюмы. Наш национальный лидер Гейдар Алиев, присутствуя на праздновании 1000-летия "Манаса", сказал, что великий эпос написан на общем тюркском языке. Мы прекрасно понимаем друг друга. Прошло много времени, постоянной связи между странами не было, наши языки приобрели свои особенности. Но все равно все братские народы - азербайджанский, кыргызский, турецкий, туркменский, узбекский, казахский, татарский, башкирский и т. д. – говорят на наречиях тюркской группы языков. Азербайджан территориально находится далеко от Кыргызстана, но, несмотря на это, наши братские страны очень близки. Нас объединяют гостеприимство, дружелюбие, сплоченность народа, смелость, уважение к старикам, трепетное отношение к детям. Тесны также наши культурные, литературные и дружеские связи. Мы всегда поддерживаем друг друга, искренне радуемся всем успехам и достижениям. 

БЫЛИ ЛИ В ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАШИХ СТРАН СЛОЖНЫЕ МОМЕНТЫ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ОНИ РАЗРЕШИЛИСЬ? 

– Нет, серьезных разногласий между нашими странами, к счастью, никогда не возникало. У нас сложились прекрасные дружеские отношения. Азербайджанско- кыргызское сотрудничество постоянно расширяется и углубляется. Сегодня оно осуществляется на всех уровнях государственной власти и поднимается на новую ступень. По поручению президента Азербайджанской Республики господина Ильхама Алиева Азербайджан выделил грант и строит большой современный парк в Бишкеке, а также просторное общеобразовательное учреждение. 

Для строительства школы нам предлагали земельные участки в центре Бишкека, но президент Ильхам Алиев поручил возвести школу там, где существует самая большая потребность в ней. В итоге она появится в микрорайоне "Кок-Жар". Ведь здесь население 30 тысяч, а функционирует только одна школа. Мы делаем все возможное, чтобы поскорее реализовать эти планы – подарить два уникальных объекта братскому народу Кыргызстана. 

ЗА ВРЕМЯ ВАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПРОИЗОШЛО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЗАИМНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ. РАССКАЖИТЕ О ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛАНАХ ПО КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ. 

– К сожалению, пандемия внесла свои коррективы. Воплотить многие идеи в реальность она не позволила. Но могу уверенно сказать, что те традиции, которые мы заложили с руководством Кыргызстана, с различными государственными ведомствами обязательно будут развиваться. У нас множество проектов культурных мероприятий. Но пока расскажу лишь о двух. Мы планируем провести декады культуры Кыргызстана в Азербайджане и наоборот. Их программы очень разнообразны. 

В течение десяти дней будут показаны почти все направления культуры – живопись, театр, кино, литература, музыка, передачи ведущих телеканалов, гостями которых станут известные писатели и поэты двух стран. Недавно в Азербайджане вышла в свет книга “Молодая поэзия Кыргызстана”. В настоящее время готовится к выходу антология современной азербайджанской литературы на кыргызском языке. Также планируем издать здесь антологию современной литературы наших стран, сборник стихов молодых поэтов Азербайджана на кыргызском языке. 

В СВОИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ВЫ ЧАСТО ГОВОРИТЕ ОБ ЭПОСЕ “МАНАС” КАК ОБ ОБЩЕМ НАШЕМ ЭПОСЕ. ПОЧЕМУ?  

– Потому что это наш общий литературный памятник. Такой же, как и "Сказание деда Коркута", "Кер-оглы". "Манас" переведен на азербайджанский язык известным поэтом Адилем Джамилем. Хочу сообщить, что в Баку состоялась презентация нового издания этой книги. Также планируется провести презентацию этого доработанного издания в Бишкеке. Сегодня вы не найдете в нашей стране человека, который не знает данный эпос. Вся наша интеллигенция любит его. 

МОЖЕТ ЛИ СЕГОДНЯ "МАНАС" СЛУЖИТЬ АКТУАЛЬНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ОРИЕНТИРОМ? 

– Безусловно! "Манас" – сокровищница народной мудрости, культурная энциклопедия. Он играет исключительную роль в духовной жизни народа, воспитании молодежи. Приведу пример: я часто критиковал СССР во время его существования и после его распада. Но в советское время были и позитивные моменты. К примеру, большое внимание уделяли народному творчеству, фольклору, книгоиздательству и пропаганде чтения. Все это делалось для просвещения людей. Сейчас же, к сожалению, этого нет. 

КАКОЕ ВЕДЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ? 

– Еще в первые дни моей работы я посетил Академию наук. После этого мы провели совместные мероприятия. В настоящее время она тесно взаимодействует с нашей. Также имеется связь Кыргызского национального университета, университета “Манас”, КРСУ, Дипломатической академии с вузами Азербайджана. 

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ИНТЕРНЕТА, СОЦСЕТЕЙ ПРИВИТЬ ОБЩЕСТВУ ЛЮБОВЬ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ, К ЧТЕНИЮ КНИГ? 

– Это очень важный вопрос, тесно связанный с первым. Хочу сказать, что мне более интересны аналитические материалы надежных изданий, нежели короткая и иногда непроверенная информация некоторых СМИ. Я отношусь к той категории людей, для которых они не заменят газеты и книги. Однако среди молодежи очень популярно получать информацию именно там. Люди хотят узнать быстрее и больше, но в итоге находятся в нереальном мире долго, но не с толком. Я бы назвал это зависимостью в какой-то мере. 

Человек должен ценить время. Уверен, рано или поздно они пожалеют, что потратили его зря. Но если Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни, надо сделать его источником знаний. Произведения Низами, Физули, Пушкина, Токтогула, других великих писателей и мыслителей можно читать и онлайн. Главное, прививать интерес к ним. Это уже вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения, которому в последнее время придается огромное значение. 

СЕГОДНЯ С РАЗВИТИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПРОИСХОДИТ РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ, И ВОПРОС ОТЦОВ И ДЕТЕЙ ВСТАЕТ НА НОВОМ УРОВНЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ СЕГОДНЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ? 

– Этот философский вопрос следует рассматривать в большом историческом контексте. Действительно, проблема "отцов и детей" актуальна и по сей день. Она встречается во многих семьях. Однако изменилась степень ее остроты. К примеру, ранее молодые люди не могли выражать прямо свое возмущение взрослым, поступать по-своему, как сейчас. Новое поколение имеет абсолютно другие ценности, мировоззрение. Наверное, эта трагедия возникает из-за того, что каждая сторона имеет свои принципы, пытается их отстоять. Два поколения иногда смотрят на определенные вещи по-разному, возникает непонимание. 

В одном я уверен точно – родители никогда не желают своим детям плохого, и те тоже не хотят их обидеть. Однако по каким-то причинам происходит конфликт. Это очень тонкий и на самом деле болезненный вопрос. Чтобы его решить, необходимо проанализировать ситуацию, найти ее корень, проявить терпение. А главное, несмотря ни на что, нужно сохранить, близкие теплые отношения. Поэтому опять-таки все сводится к тому, что необходимо правильно воспитывать подрастающее поколение, чтобы оно свято любило родителей, Родину. И тогда разногласий не будет. 

Г-Н ПОСОЛ, У АЗЕРБАЙДЖАНА ОЧЕНЬ БОГАТАЯ КУЛЬТУРА. ПОЗНАКОМЬТЕ НАС С САМЫМИ ИЗВЕСТНЫМИ ВАШИМИ ПИСАТЕЛЯМИ, ПОЭТАМИ, ДЕЯТЕЛЯМИ ИСКУССТВА, ЧЬЕ СЛОВО СЕГОДНЯ ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО. 

– В современной азербайджанской литературе немало талантливых писателей, поэтов, прозаиков, драматургов, публицистов. А наших гениальных классиков и мыслителей знают во всем мире. Произведения Низами Гянджеви, Хагани Ширвани, Мехсети Гянджеви, Имадеддина Насими, Мухаммеда Физули, Мирза Фатали Ахундова актуальны и сегодня. В 1999 году по инициативе Гейдара Алиева мы отметили на высоком уровне 1300-летие эпоса "Сказание деда Коркута". У нас сохранилось большое наследие поэта Мухаммеда Физули. Считаю, что XVI век подарил миру три незабываемых имени. В драматургии – Шекспира, в поэзии – Физули, а в прозе – Сервантеса. 

Не могу не отметить, что первый на мусульманском Востоке театр европейского образца открылся в Азербайджане в 1870 году с показа произведений азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова. Первый оперный театр во всем исламском мире возник тоже тут. Первая постановка оперы состоялась 12 января 1908 года в Баку. Тогда было поставлено бессмертное произведение великого композитора Узеира Гаджибекова "Лейли и Меджнун". Первая азербайджанская газета "Экинчи" ("Пахарь") была основана в 1875 году. Также в Азербайджане состоялось множество других важных культурных событий. Азербайджан, находящийся на перекрестке Европы и Азии, – это страна, в которой гармонично переплетаются западная и восточная культуры. 

КАКОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ? 

– Значительное! На уровне государства делается очень много. Государственный бюджет финансирует творческие союзы: писателей, композиторов, художников, журналистов, театральных деятелей и другие. Я сам писатель и являюсь членом правления союза писателей Азербайджана. Могу сказать, что все печатные издания, выходящие в свет со времен Советского Союза – газета "Адабият газети" ("Литературная газета"), крупные литературные журналы "Азербайджан", "Литературный Азербайджан", молодежный журнал "Улдуз" ("Звезда"), а также журнал "Гобустан" об истории и архитектуре до сих пор существуют и финансируются из государственного бюджета. Кроме этого, издаются собрания избранных сочинений известных писателей. Например, мои избранные сочинения увидели свет несколько лет назад. Гейдар Алиев любил и хорошо знал литературу от классиков до современников, уделял внимание ее развитию, и эта добрая традиция продолжается и сегодня нашим президентом. 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ В ВАШЕЙ СТРАНЕ ИМЕЮТ ВЕС? К ИХ СЛОВУ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ? 

– Ну конечно. Некоторые даже представляют интересы народа в парламенте, а также занимают другие ответственные посты. У нас особое отношение к творческим людям. Они очень активны в обществе и пользуются большим уважением. 

КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ СЕГОДНЯ У АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЧИНГИЗУ АЙТМАТОВУ? 

– Его творчество знают и очень любят у нас все поколения. Азербайджан – единственная в мире страна, где все произведения Айтматова переведены на национальный язык. Я читал на азербайджанском "Джамилю", "Тополек мой в красной косынке", "Первого учителя", когда учился в 8-9 классе. Уже тогда была такая возможность. Азербайджан для Айтматова – еще одна Родина, которую он любил и часто посещал. Поэтому считаем его нашим земляком и достоянием всего тюркского народа. Мы отметили 80-летний юбилей великого писателя на высоком уровне. Наш президент наградил его первым, только учрежденным тогда орденом "Достук" ("Дружба"). 85-летие Айтматова вне Кыргызстана отметили только в Азербайджане. Айтматов был великим писателем, мыслителем, гуманистом. Его проза, манера письма, образы стали новыми явлениями для той эпохи. Еще при жизни выдающегося сына кыргызского народа в Баку для азербайджанского зрителя поставлено много его пьес. 

НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА БЫЛО И ИДОЛОПОКЛОНСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ЗОРОАСТРИЗМ, ИУДАИЗМ, РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА И, НАКОНЕЦ, ИСЛАМ. КАКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДАЛ ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЕГОДНЯШНЕМУ ВОСПРИЯТИЮ МИРА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА? 

– В первую очередь это взаимное обогащение других народов, представителей других религиозных течений, которые живут в Азербайджане. У нас сохранились памятники разных религий. С IV века до нашей эры по IV век нашей эры на территории нашей страны существовало древнее мощное государство – Кавказская Албания. В этом государстве жило 26 народов. Я 14 лет работал государственным советником Азербайджанской Республики по вопросам религиозной политики. Позже возглавлял Государственный комитет по религии в течение шести лет. И могу сказать, что религиозная толерантность в нашей стране находится на самом высоком уровне. 

Во всех мероприятиях участвуют представители всех религий и конфессий. Наше руководство придает этому большое значение, поддерживает взаимообогащение народов, живущих в Азербайджане. В нашей стране 94 процента населения – азербайджанцы, 96 процентов – мусульмане. Но мы делаем все возможное, чтобы защитить права национальных и религиозных меньшинств. Приведу пример. На севере Азербайджана, на берегу реки Кудиалчай, есть поселок Красная Слобода. Это одно из самых живописных и красивейших мест республики. Красная Слобода – единственный населенный пункт, кроме территории Израиля, на которой компактно живут евреи. 

Все евреи говорят, что Азербайджан – единственная страна в бывшем СССР, где не было антисемитизма и межнациональной розни. История такова, что примерно 2600 лет назад евреи как беженцы из Месопотамии пришли в Южный Азербайджан (ныне Иран), а оттуда уже – в Северный Азербайджан. В XVIII веке их под свою защиту принял правящий тогда Губинским царством Гусейн Али-хан. Он выделил им землю напротив города Губы. А в 1731 году представители этой национальности стали переселяться в Красную Слободу со всех уголков Азербайджана. В итоге здесь сформировалась мононациональная закрытая община горских евреев, которая на протяжении последующих веков сохраняла свою уникальную материальную и духовную культуру, свои традиции и язык. У вас в стране тоже очень толерантное отношение к другим народам и религиям. 

Самый главный источник вдохновения для меня – семья

О ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ НАПИСАНО МНОГО, И СПИСОК ВАШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ. У ВАС СЕРЬЕЗНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ, КОЛОССАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ВЫ ИЗВЕСТНЫЙ ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ, ДРАМАТУРГ, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК. ЧТО ВАМИ ДВИЖЕТ? ГДЕ ВЫ ЧЕРПАЕТЕ СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ ДЛЯ ТАКОЙ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 

– Я вырос в большой семье, где было семеро детей. Отец трудился садовником. Мать была домохозяйкой и заботилась о нас. Несмотря на трудности деревенской жизни, родители дали нам всем хорошее образование, хотя сами не умели читать и писать. Научили трудолюбию, милосердию, терпению. Именно эти качества и повлияли на мою личность. И все, чего я достиг, – это прежде всего их заслуга. Самый главный источник вдохновения для меня – семья. А сил придают преданность и любовь к работе. Если же говорить о заслугах и достижениях, то на самом деле я очень самокритичен и считаю, что мог бы сделать гораздо больше. 

Не прощаю себе ошибок. Но при этом я человек очень лояльный и отзывчивый. Часто, когда я шагаю по улицам Баку, прохожие узнают меня, здороваются с уважением, благодарят за помощь. Некоторые останавливаются и предлагают подвезти. Многих из них я даже не узнаю. Существует жизненная мудрость: сделал доброе дело – забудь. Так и поступал. Ставил себе только одну цель – быть полезным. Все мои усилия были ради родной страны, родного народа. Они для меня, так же, как и семья, всегда стоят на первом месте. 

Пользуясь случаем, тоже хочу поблагодарить всех, кто протянул мне руку помощи в непростые дни. За свою жизнь я убедился, что когда ты искренне делаешь добро, не ожидая ничего взамен, то оно обязательно вернется. Если не от того, кому оно было оказано, то от других, и даже незнакомых. Если не вам, то вашим детям. Ты всегда получаешь столько, сколько отдаешь. Поэтому творите добро, не видя в нем заслуги!

Оставьте первый комментарий Войти через Facebook