КАК РОЖДЕСТВО ПРЕВРАТИЛОСЬ В КОММЕРЦИЮ
Рождество и Новый Год
Однажды в Петербурге, не так давно, в году 2007-м, состоялся круглый стол, на тему «Война брендов: Рождество или Новый год», в котором принимали участие администрация Петербурга, журналисты, гендиректоры рекламных агентств и т.д. Так вот вкратце, там обсуждался весьма щекотливый вопрос о коммерциализации Рождества. И Рождества ли вообще? Видите ли, за 70 лет прожитых в Советском Союзе, Рождество вследствие своей табуированности, как праздника религиозного, было отодвинуто далеко за ширмы людского сознания, а Новый год, как праздник светский, лишенный какого-либо сакрального смысла, был, наоборот, широко промоутирован Советским руководством.
Петр I, прорубив окно в Европу в не столь далеком XVIIIвеке, старался приобщить тогдашнюю Россию к европейской культуре, сделать свое государство светским, что из школьных учебников по истории всем нам прекрасно известно. Он сделал датой Нового Года 1 января, как дату подведения итогов проделанных за весь год дел. Эта традиция продолжилась и во времена Серпа и Молота. Рождество – праздник проводится в тесном кругу семьи. Новый год тоже семейный праздник, но празднуется с широким размахом, шумными посиделками и красочными фейерверками. Это у нас. А в Европе, как раз таки наоборот, Рождество – повод для отрыва, с приготовлениями и празднованиями, аналогичными нашим. Вся разница в приоритетах, у нас Новый год, у них Рождество.
Коммерция – спикер обоих празднеств
Помните добрую, яркую рекламу Кока-Кола про паровоз и Санта Клауса? Очень мне она запала в душу. И посмотрите, как тонко маркетологи сыграли на людских чувствах и эмоциях! Выбираешь в магазине что попить, а тут та самая Кока-Кола. Сразу в сознании всплывает праздничный стол, елочка, реклама про щедрого европейского Деда Мороза. В общем, романтика.
Этим романтизмом как раз таки и пользуются бизнесмены. Перед праздниками, традиционно, мы можем наблюдать бурную покупательскую активность, глобальные рекламные акции, приуроченные к Рождеству и Новому Году. Есть в природе компании, которые весь год готовятся поймать свой главный куш именно в Рождественские и новогодние дни. К ним относятся производители пиротехники, елочных игрушек, кондитерских изделий и другие представители «рождественской индустрии». В дни праздников, до них, и после них, некоторое время царит на земле дух коммерции, одни кошельки опустошаются, другие же становятся тугими, как пивное брюшко. Устраиваются всевозможные промо-акции, вначале цены взлетают, после же устанавливаются скидки, объявляются распродажи, а на духовное начало, смысл праздника, никто не обращает особого внимания. На западе, т.е. в Европе и США, где была опротестована коммерциализация Рождества, несмотря ни на что, до сих пор тратятся миллионы долларов и евро на публичное оформление праздника, закупаются подарки, тонны продуктов питания и еще большее количество алкогольных напитков.
Мнение
Такова реальность. Рождество то будь, или Новый Год, религиозный праздник это или светский, разницы нет для коммерсантов. Деньги есть деньги. Миром правят финансы. То, что святое смешивается с коммерцией, уже никого не удивляет, ибо все нынче продается и покупается. Нет в этом ничего такого уж совсем плохого, по крайней мере, в контексте нашего времени. Любой праздник – лишний повод заработать на чувствах, которыми руководствуются покупатели. Это жизнь, и в ней всем есть место под солнцем.
Предстоящий праздничный сезон – это всегда источник стресса. Именно поэтому, зимние праздники в последние годы у меня проходили то на парижских улицах среди марокканских подростков, либо в казино в Лас - Вегасе, либо на Красной площади нашей большой родины, или на средневековой костюмированной вечеринке в одном из подвалов Лондона. Наверное, это был способ сбежать от избитых новогодних традиций, почувствовать себя чуточку независимым и пожить в своей сказке, где я и принц, и король. Как бы то ни было, в этом году сделан выбор в пользу тазика с оливье, советского игристого и развлечений на первом российском. |
Потому что это будет первый Новый год без моего отца. Без аташки, который бы названивал в новогоднюю ночь, где бы я не находился, и только дозвонившись, и разузнав все подробности моего праздничного настроения, он бы довольный пошел спать, чтобы утром первым проснуться в новом году, и будить всех грохотом кастрюль на кухне. Без папы, который не умел дарить подарки, и всегда хотел, чтобы все его дети и внуки сидели за большим праздничным столом вместе с ним, и по-детски расстраивался, когда это не получалось.
Среди предпраздничной суеты бывает один такой момент, когда тебя пронзает безысходное чувство одиночества. Оно мимолетно, и в следующий миг ты опять окунаешься в приятные хлопоты. Но на одно короткое мгновение тебя осеняет, что прошел еще один год – перед глазами промелькнут главные события, и за доли секунды оценивается уходящий год. Удачный ли был год, или так себе? Я не знаю. В этом году у меня родилась дочь. И в этом году у меня не стало отца.
Мы все верим или хотим верить в сказку. Особенно ждем чуда в новогоднюю ночь, самую темную и самую снежную. Но сказочного чуда не случится, чудо обыкновенное уже произошло. Мой папа не читал мне сказки на ночь, но он воспитал меня так, чтобы я стал папой, который читает своим детям перед сном. Когда я родился, папа выпил с друзьями восемнадцать бутылок шампанского, и я надеюсь, каждый глоток стоил этого.
Ясно одно, что в этом году я буду разжигать огонь в камине в отцовском доме, разрезать традиционную для нашей семьи индейку, набитую печеными яблоками и гречкой, буду единолично владеть пультом управления от телевизора и открывать ту самую заветную бутылку игристого. Мы всей семьей будем притворяться, что все по-старому и ничего не изменилось – мы будем лезть из кожи вон, чтобы пожить еще чуть-чуть в сказке моего папы. А в следующем году мы придумаем новую.
Так что пусть будет тазик оливье. Но со свежими огурцами вместо соленых, с куриным филе вместо колбасы, и с перепелиными яйцами вместо куриных. И большой ложкой красной икры сверху. Чтобы сказочно жилось.