Урмат Карыбаев
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЗАНЯТЬСЯ АРХИТЕКТУРОЙ?
- Я помню, в советском пространстве кыргызские архитекторы были одними из лучших. Потом была долгая эпоха типовых построек - не из-за того, что архитектура была не нужна, просто нужно было зарабатывать, продавать квартиры. Сейчас же появился спрос на архитекторов, компании хотят строить не просто квадраты, а оригинальные строения.
Мой отец - инженер-строитель. Все детство он говорил только о строительстве и меня удивляла его страсть. О том, кто такой архитектор, и почему эта профессия важна, он объяснил мне, когда мне было семь лет. А я хотел быть хирургом.
Мы жили в селе Боконбаево. Все мои одноклассники поступили в город. Я пошел поступать слишком поздно - в конце лета. Не успел поступить на врача. И пошел по стопам отца. Судьба все равно привела меня в архитектуру.
ВАМ НЕ ПРЕТИТ, КОГДА КАКАЯ-НИБУДЬ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СТРОИТ ОЧЕРЕДНОЙ КВАДРАТ ВМЕСТО ИНТЕРЕСНОГО ЗДАНИЯ?
- Нужно понимать, что архитектура здания зависит от местоположения тоже. Каждая географическая точка диктует свои правила и условия. Плюс всегда есть желание заказчика. Даже если архитектор желал построить нечто особенное, если заказчик настаивает на “квадрате”, то будет именно он.
Кроме того, сами строители не всегда могут понять чертеж архитектора. Чтобы понять чертеж, я пошел на стажировку к архитекторам еще на первом курсе. Пять лет я практиковался и изучал чертежи и архитектуру. В университете меня так не учили. Когда после учебы мои сокурсники приходили и пытались устроиться на работу, они не могли осилить и самого простого чертежа. Они не могли создать двухэтажный коттедж.
Приоритетной задачей для строительных компаний является качество. Строительным компаниям необязательно придерживаться одного стиля. Ведь каждый проект по-своему уникален. Собственный стиль для них должен выработать архитектор
А КЫРГЫЗСКИЕ РЕАЛИИ НЕ МЕШАЮТ ПОСТРОИТЬ ДОСТОЙНОЕ ЗДАНИЕ? НАПРИМЕР, У ВАС ЕСТЬ ВСЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОИТЬ ЧТО-ТО ГРАНДИОЗНОЕ, НО ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ НЕ В СИЛАХ ОБСЛУЖИТЬ ЗДАНИЕ ВЫШЕ ДЕВЯТИ ЭТАЖЕЙ, ДА И ГАЗ ВЫШЕ НЕ ПОДНИМЕТСЯ.
- Такие доводы - вроде неспособности пожарной службы подняться выше десятого этажа и так далее - это смешно. В цивилизованных странах это не проблема. Почему бы не строить огнестойкие здания и не соблюдать правила пожарной безопасности? Строить и проектировать здания в Европе много сложнее, там пожарная экспертиза очень жесткая, но строят же здания. Мы вполне можем строить небоскребы, если будем соблюдать все правила. Небоскребы, которым не страшны пожары, землетрясения. Мы давно проектируем оснащенные, безопасные “умные” дома.
До 2010 года все строили максимум 10 этажей. Сейчас десятиэтажка считается легким строительством. Легко строятся 15-этажные здания, у нас в планах 25-, 30- и 33-этажные высотки. Почему газ поднимается только до десятиэтажек? Потому что не было спроса, мало было зданий выше. Никто не заставлял коммунальные системы расти и развиваться. В Бишкеке были построены 18-этажные высотки в качестве эксперимента, они были пиком высоты несколько десятилетий. Теперь спрос есть. Значит коммунальным системам тоже придется расти.
БОЛЬШАЯ ЛИ У АРХИТЕКТОРОВ КОНКУРЕНЦИЯ? Я ЗАМЕТИЛА, ЧТО МНОГИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ РАБОТАЮТ С ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
- Конкуренция большая. Но вы тоже правы - строительные компании предпочитают работать с проверенными специалистами.
В ВАС НЕ РАЗВИЛСЯ ГИГАНТИЗМ? КОГДА ХОЧЕТСЯ ПОСТРОИТЬ ЧТО-ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫСОКОЕ И ГРОМОЗДКОЕ? ЕСЛИ ВЫПАДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОИТЬ ЛЮБОЕ ЗДАНИЕ, ВЫ ВЫБЕРЕТЕ НЕБОЛЬШОЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ КОНДОМИНИУМ ИЛИ НЕБОСКРЕБ?
- Знаете, и то, и другое. Иногда возникает дикое желание показать себя, построить что-то величественное, высокое, дерзкое. Иногда хочется созидать, построить идеальный дом для семьи или построить собственный офис. Красивый, с архитектурными фишками. Большинство бишкекских архитекторов не имеют своих офисов. Не снятых где-то. Построенных. Красивых. Передающих характер.
А КАКИЕ ИЗ МЕСТНЫХ ЗДАНИЙ ВЫ ЛЮБИТЕ?
- Не могу сказать, что мне нравится что-то в местной архитектуре. Разве что расположение (смеется). Я не вижу очарования в советских строениях. Может тогда это было прорывом, но сейчас мне это не кажется красивым. У меня нет теплых ассоциаций с Интергельпо, хрущевками, сталинками, микрорайонами. Ничто из этого не может претендовать на достопримечательность. При этом у меня есть любимые советские архитекторы из числа минималистов.
Много больше любимых зданий у меня в мировых столицах, конечно. Тех, что делали свои города культовыми и знаменитыми. Нью-Йорк, Дубай, Рим посещают в первую очередь, чтобы воочию увидеть чудеса архитектуры, впитать в себя их историю и истории людей, что там жили. Нью-Йорк для меня - один из любимых архитектурных городов. Меня впечатляет то, как он рос, менялся, биография его строений.
При этом я считаю, что любой уважающий себя архитектор должен побывать в Италии. Посмотреть любое здание - в каждом история. Каждое стоит веками. Они основоположники классической архитектуры. Итальянцы построили город на воде - Венецию. Нужно проехаться туром по городам Италии и изучать, изучать, изучать. Книги по архитектуре никогда не дадут полного понимания. Увидеть воочию, пощупать руками - это совсем другое.
ХОТЕЛИ БЫ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО, ЧТО ВАС УВЕКОВЕЧИТ? СОЗДАТЬ СТИЛЬ СТРОЕНИЙ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЛИ БЫ “ОО, ЭТО ЖЕ УРМАТОВСКИЙ СТИЛЬ!”?
- Это мечта любого архитектора. Быть, как Заха Хадид, быть узнаваемым в любой стране, ничего не доказывать, просто творить самые оригинальные строения в мире.
Я стремлюсь к оригинальности. Изучаю новые материалы. Посещаю все строительные выставки. Проблема кыргызстанского архитектора в том, что он не работает с материалом. А надо бы. Знание материалов и фактур дает больше возможностей.
Мы даем право выбора заказчику. Но если что-то будет не так - будет испачкано имя архитектора. Материал должен выбирать архитектор. Он должен отталкиваться от материалов. В реалиях же строители сами приносят архитектору материал и говорят: “Я хотел бы работать с этим материалом”.
У НАШИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ЕСТЬ СВОЙ СТИЛЬ? УЗНАВАЕМЫЙ ХАРАКТЕР?
- Увы, мы пока не дошли до этого. Собственный стиль для них должен выработать архитектор, но сейчас все зависит от мнения главы строительной компании. Кто платит - тот заказывает музыку.
А КОГДА ВЫ КАК АРХИТЕКТОР СМОЖЕТЕ ДИКТОВАТЬ СВОИ УСЛОВИЯ ЗАКАЗЧИКУ?
- Лет через 20 (смеется). Я буду в золотом для архитекторов возрасте, успею оставить след в виде характерных строений. Смогу сказать заказчику: “Поверь мне, я немного смыслю в архитектуре”. До той поры мне рано называть себя архитектором.
ЧТО КЫРГЫЗЫ ДАЛИ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ?
- Юрту. Идеальное строение. Ничего лучше пока кыргызы не придумали. Юрта - идеальный дом, собрать который можно в течение 10 минут, в нем тепло, есть свет, вентиляция.